Проект «Искусство в кустах»

Kusty_web_obl-vk.png

Нашей усадьбе уже почти полтора века. Но и более 100 лет назад ее населяли такие же, как и мы с вами, живые люди со своими повседневными заботами, радостями и печалями. Они хлопотали по хозяйству, скандалили и мирились, развлекались, писали письма родным и близким. В рамках проекта «Искусство в кустах», получившем поддержку Благотворительного фонда Владимира Потанина в рамках конкурса «Общее дело», мы предлагаем вам подглядеть за жизнью этих людей.

10 современных художников познакомились с 10 историями из жизни усадьбы и создали по их мотивам инсталляции и арт-объекты, которые расположились в разных, укромных и не очень, уголках нашего сада. Звуки из колодца, загадочные лица жильцов в окнах, разгуливающие по двору коровы расскажут посетителям о событиях прошлых лет.

Второй важной частью проекта стали видеоролики на YouTube-канале музея, в которых те же самые истории осмысляются уже сквозь призму современной интернет-культуры.

«Искусство в кустах» - совместный проект Самарского литературного музея и современных художников города.

Мы предлагаем по-новому посмотреть на привычное пространство и увидеть усадьбу сквозь призму художественных образов. Объекты и инсталляции преобразили усадьбу, интерпретируют и актуализируют историю. Предлагаем вам заглянуть в прошлое через настоящее!


Участники проекта:

1. Григорий Бражников «2DOMA 3» (2 дома в кубе)

2. Дмитрий Кадынцев «Мы или мы на остановке»

3. PaiPaki «Квартиранты»

4. Александр Зайцев «В пути» из серии «Немая критика»

5. Катя Раёк «Эффект присутствия»

6. Никита Христосов «Письма»

7. Анастасия Альбокринова «Под обоями»

8. Аут-группа «Муха». «Стенаний»

9. Дмитрий Гилен. Без названия, из серии «The dream that no one was born for»

10. Оксана Стогова «Коммуналка»!


Смотреть фотоотчет


Предлагаем и вам познакомиться с 10 историями дома на Фрунзе, 155 рассказывают научные сотрудники музея!


1. Рассказ про пожар на усадьбе Алексея Толстого


Из письма А.А. Бострома Александре Леонтьевне: «А у меня, Сашуня, все не ладится. Я уж про себя говорю, как в "Вишневом саду", что я – двадцать два несчастья. Стал я лампами сушить квартиру и чуть пожар не наделал. Горели три лампы, и ладно бы все. Только пошли мы туда с Шурой. И уж не знаю как, - одна лампа подвернулась на бок, опрокинулась и запылала. Льется керосин по полу, и все пылает. Шура выбежала, кричит: “Пожар!”. Побежал народ с ведрами к бочке. А я знаю, что водой керосин не утушишь, хуже сделаешь, вижу – площадь огня все увеличивается, – снял с себя пальто и им утушил. Теперь и пальто изгадил, и лампа наша лучшая испорчена. Спасибо, пожара не сделалось».


2. Рассказ про актрису и сырость

Из письма А.А. Бострома Александре Леонтьевне: «Прежде всего, надо заняться сушкой стены; теперь еще труднее будет сдать квартиру, т. к. слава пошла, что она сырая. Я не теряю надежды. Я думаю, что это штукатурка в одном месте не просохла. Но если и удастся устранить сырость, нелегко будет найти квартиранта, которому нужна вся сделанная меблировка».

3. История заразных болезней в Самаре

Из-за частых отъездов Александры Леонтьевны по делам в столицу все хозяйственные заботы, связанные с содержанием усадьбы, ложились на плечи Алексея Аполлоновича. Однако во всех вопросах Бостром старался прислушиваться к мнению жены и часто в письмах спрашивал у нее совета: как расставить мебель в квартире, что делать со старым фортепиано, можно ли переделать подставник под зеркалом или как просушить сырую стену.


4. Рассказ про то, как отчим писателя Алексей Бостром хозяйничает без жены
Из письма А.А. Бострома Александре Леонтьевне: «У меня вчера вот что было. Узнаю, что к Виршам идут обойщики. Спрашиваю – зачем? Комнаты переклеивать. Вижу – пьяные, несут обои, да плохие. Вызываю кухарку. Что это значит? “Не ваше дело, мы на свой счет”. Велю доложить Вирбше. Запираются и никто не выходит. Иду с парадного. На вполне вежливое объяснение, что оклейка бывает разная, и что я не могу допустить переклейку без своего надзора, встречаю длинный монолог, что я притесняю и т.д. Насилу удалось объяснить, что никакого нет притеснения, не желать пьяных оклейщиков. Что же потом узнаю? В комнате, которую стали переклеивать, лежал тифовый больной, а в других комнатах лежит ребенок в кори… Не ожидал я этого от Вирбши».

5. Куйбышев на усадьбе?
Из воспоминаний сводной сестры Алексея Толстого – Шуры Первяковой – о послереволюционной жизни усадьбы: «У нас в доме жил комиссар Теплов. Папа с ним дружил. Давали папе книги политические, относились к нему хорошо. Потом в наш дом переехал Куйбышев. Папа хвалил его, говорил, что он замечательный человек».


6. История про сбежавшую корову
Из письма А.А. Бострома Александре Леонтьевне: «На днях у нас ночью Васька сбежал. Приехали сортирщики, - так она выходила, ворота отворяла. Только на беду вторая беда. Ворота она отворила, - корова у нас и ушла. Я за ней полночи пробегал по городу. Оказалось, ей потребовалось жениха, это через 2 недели после отела-то?».

7. Рассказ про квартирантов в усадьбе
Из письма А.А. Бострома Александре Леонтьевне: «Является съемщик, как бы ты думала, кто? – Куроедов. Приехал и пристал с ножом к горлу: сдай ему 2 квартиры […] Ухаживает за мной, жена его у меня была, любезничают во всю, старую дружбу поминают и т.д. Но, представь, я, кажется, не сдам […] Он едет с двумя горничными, поваром и своим любимым дворецким. А там видно, что жене хочется и рысака, а к масленице и тройку. Говорят, для этого снимут где-нибудь. Да ведь это все теперь только говорится. А если вспомнить, что он – жила, что ласков, только когда я ему нужен... Он дошел до того, что, когда выяснилось, что он разместиться со всеми дочерьми не может, то стал просить, чтобы я Маньку, то есть старшую дочь, у себя поместил. Ну, с чем это сообразно? Нет, как ни приятна перспектива, что две квартиры не будут стоять пустыми, все же я не сдам Куроедову. Ну их, грендов».

8. История доходных домов в Самаре
Усадьба была построена в 1881 году отставным штабс-капитаном А.И. Вернером. Первоначальный проект предполагал возведение на участке на улице Саратовской 4-х деревянных жилых домов и каменных служб. Однако он не был одобрен из-за своей пожароопасности. В итоге были построены 2 одинаковых двухэтажных деревянных дома, которые поэтажно сдавались в аренду. На месте, где должны были стоять еще 2 дома, был устроен усадебный сад. Отчим А.Н. Толстого – А.А. Бостром, – купив усадьбу в 1899 году, разделил каждый дом на 4 пятикомнатные квартиры. Одну квартиру заняла его семья, остальные же – заселили квартиранты.


9. Рассказ про усадебный сад
Усадебный сад на две равные части делил колодец. У жильцов из каждого дома была своя зона отдыха. В обрамлении кустистой сирени стояла сквозная беседка, пройдя через которую, дети квартирантов, жившие на усадьбе, попадали в игровую зону. Здесь между клумбами располагались примитивные качели под резным деревянным козырьком и небольшая песочница. Тут же находилась карусель «Гигантские шаги». Деревянный столб длиной 2-3 метра был закопан в землю на глубину около 80 см. Наверху была деревянная «верхушка» с тремя прочными крюками. К крюкам крепились веревки, каждая из которых завершалась петлёй. Ребенок продевал в петлю одну ногу и, подпрыгивая, кружился вокруг шеста.



10. Советский быт на усадьбе: интервью со Станиславом Щегловым
После революции усадьбу у А.А. Бострома отобрали. Здесь были устроены коммунальные квартиры. Люди в них жили очень скученно, в качестве квартир использовались даже служебные помещения. В это время вместо колодца на усадьбе появилась колонка, а усадебный двор был застроен сараями.. .



Хотите узнать больше интересных историй о музее? Приглашаем на наши экскурсии!



Вернуться к списку