Жизнь и творчество
Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 (по новому стилю – 10 января 1883) года в городе Николаевске Самарской губернии.
Отец писателя, граф Николай Александрович Толстой, был выпускником Николаевского кавалерийского училища, служил в гусарском полку, но был исключен из него за «буйное» поведение, Впоследствии в течении многих лет был предводителем уездного дворянства Самарской губернии. Мать Толстого, Александра Леонтьевна, урожденная Тургенева, была писательницей, печатала свои произведения под псевдонимом Александра Бостром.
В 1883 году Толстой вместе с матерью переехал из Николаевска на хутор отчима близ деревни Павловка (Сосновка) Николаевского уезда, где почти безвыездно жил до 1897 года. Впечатления этих лет отразились в автобиографической повести писателя «Детство Никиты», написанной в 1919-1920 гг. Кроме матери влияние на воспитание Толстого оказал его отчим – Алексей Аполлонович Бостром. Он был автором статей по вопросам духовного развития современного ему общества, выступал как взыскательный читатель и критик первых произведений пасынка.
На хуторе Толстой готовился к школе с домашними учителями, изредка учился в частных подготовительных школах Самары и Саратова. Позже, проучившись один год в Сызранском реальном училище, в1898 году Толстой перевёлся в Реальное училище в Самаре, вначале жявя с матерью на съемных квартирах, а затем, в 1900 году, в собственном доме в городской усадьбе, приобретённой А. А. Бостромом после продажи сельского имения. В Самаре Толстой посещал воскресную школу-студию художника К. Н. Воронова, посещал спектакли городского театра, принимал участие в любительских постановках театрального кружка, пьесы для которого сочиняли его мать и сами юные театралы. В этом кружке он познакомился и с дочерью самарского врача Юлей Васильевной Рожанской, в 1902 году ставшей его женой.
В 1901 году, проучившись все лето в частной подготовительной школе профессора Войтинского в Териоках, Толстой поступил в Петербургский Технологический. Институт. Живя в Петербурге на деньги, полученные в наследство после смерти отца, будущий писатель познакомился с театральным и литературным миром столицы. Институтскую практику проходил на Сугинском стекольном заводе под Елабугой, на Балтийском судостроительном пушечно-литейном заводе, на Уральском Невьянском заводе, работал в экспедиции по разысканию золотых приисков на Урале, Именно этот опыт Толстой отразил в своем первом рассказе «Старая башня».
В начале революции 1905 года юный Толстой участвовал в студенческих сходках, собраниях и демонстрациях, а в связи с закрытием института некоторое время жил в Казани у родителей жены и в феврале 1906 года переехал в Дрезден, где учился в Королевской Саксонской высшей технической школе на механическом отделении, продолжая писать стихи – «и революционные, и лирические опыты». Познакомившись в Дрездене с Софьей Исааковной Дымшиц, Толстой сделал ей предложение, вначале встреченное отказом, но позже принятое. Вместе с С. И. Дымшиц Толстой учился в школе живописи С. С. Егорнова.
Смерть матери в июле 1906 года, по признанию Толстого, побудила его всерьез обратиться к литературному творчеству. В 1907 году он издал на собственные деньги книгу стихов «Лирика». По его словам, для стихов он выбрал «среднюю форму между Некрасовым и Бальмонтом». Вскоре начал стыдиться их и даже скупал экземпляры для уничтожения. «Это была подражательная, наивная и плохая книжка», – скажет позже Толстой о своих юношеских стихах. В одной из рецензий утверждалось, что первые стихи Толстого «поддельные», а К. И. Чуковский вспоминал, что стихи Толстого «бескрасочны, худосочны и вялы» и «ничто не предвещало его блестящего литературного будущего».
В 1908 году Толстой уехал с Софьей Дымшиц в Париж, где познакомился с М. А. Волошиным, В. Я. Брюсовым, К. Д. Бальмонтом, Н. С. Гумилёвым, А. М. Ремизовым, А. Белым, В. В. Розановым, В. П. Белкиным, К. С. Петровым-Водкиным, Е. С. Кругликовой, приветствовавшими его литературные опыты. Вернувшись в Петербург, он сотрудничал в журналах «Аполлон», «Весы», «Тропинка», «Русская мысль», «Сатирикон», по приглашению Брюсова выступал в «Обществе свободной эстетики», а, обратившись к изучению фольклора, начал писать сказки, собранные позже в сборник «Сорочьи сказки». По просьбе Толстого, сестра его матери М. Л. Тургенева присылала ему записи сказок и песен, обрабатывавшихся начинающим писателем, превратившим их в «ряд коротеньких и очень ловко сделанных “в русском стиле”». Рецензенты разошлись в оценке самобытности этой книги Толстого: по мнению одного из них, почти в каждой строчке чувствуется влияние С. М. Городецкого. Волошин отмечал «соединение стиля литературного с народным складом». Хоть и дебютантом, но «почти сложившимся мастером» назвал автора В. Я. Брюсов, отметивший в его стихах «какое-то бессознательное проникновение в стихию фольклорного духа».
Летом 1909 Толстой на даче Максимилиана Волошина в Коктебеле написал рассказы «Соревнователь» и «Яшмовая тетрадь», опубликованные под общим названием «Два анекдота об одном и том же». Именно их он считал потом началом своей работы над художественной прозой, а первыми произведениями «заволжского цикла» стали «Смерть Налымовых», «Однажды ночью», «Неделя в Туреневе», «Аггей Коровин», «Заволжье», «Два друга», «Сватовство», «Родные места». По словам Толстого, «это были рассказы моей матери, моих родственников об уходящем и ушедшем мире разоряющегося дворянства. Мире чудаков, красочных и нелепых…». Эта книга писателя встретила противоречивые отзывы. В ее авторе видели «нового Рубенса», любящего плоть и землю. По словам познакомившегося с ней М. Горького, Толстой «обещает стать большим, первостатейным писателем».
Получив известность в литературной среде, Толстой начал посещать «среды» Вячеслава Иванова, бывал у А. Ремизова, Ф. Сологуба, С. Городецкого, общался с В. Мейерхольдом, М. Кузминым, Н. Гумилёвым, А. Ахматовой, познакомился с И. Анненским, А. Блоком, М. Цветаевой, В. Короленко, участвовал в открытии артистического кафе «Бродячая собака» и вступил в «Цех поэтов», из которого однако вскоре вышел. В 1912 году состоялся переезд писателя в Москву, где он познакомился с В. Маяковским, И. Северяниным, а также с меценатами искусства – Е. П. Носовой, Г. Л. Гиршман, М. К. Морозовой, кн. С. А. Щербатовым, С. И. Щукиным, бывал в их литературно-художественных салонах, проявляя интерес к футуризму, посещал волошинский «обормотник» (кстати, название богемного сборища также приписывают Толстому).
В 1910-е гг. Толстой пробовал себя в драматургии. Первая написанная им специально для МХТ пьеса «Дуэль» была отвергнута Вл. И. Немировичем-Данченко, комедия «Насильники» вызвала скандал своим антипатриотизмом: «Несколько лож (занятых симбирскими помещиками) свистали в ключи. После десятого представления пьесу запретили на императорской сцене».
В 1912-13 гг. Толстой переживал творческий кризис. «После книжки “Заволжье” я заметался, – искал тему, стиль, стремился наблюдать жизнь… современность еще не чувствовал, изображать ее не умел», – писал позже Алексей Николаевич об этом этапе. С целью изучения документов семейного архива он дважды ездил в имения Тургеневых Симбирской губернии к своему двоюродному дяде Г. К. Татаринову, считавшемуся кладезем семейных преданий и легенд. Повести и рассказы, написанные в начале 1910-х гг., в которых Толстой экспериментировал со стилем и искал своего героя, публиковались в сборниках «Слово», журналах «Живое слово», «Заветы». Рецензенты холодно встречали произведения этого времени, обращая внимание на их неправдоподобность и «громоздкую фантастичность». С года 1913 года началось сотрудничество Толстого с газетой «Русские ведомости», где он печатал рассказы и повести «Трагик», «И на старуху бывает проруха», «За стилем», «Приключения Растегина» и другие.
С началом войны 1914 года, став военным корреспондентом, писатель выезжал на Юго-Запандный фронт, в места наступления русской армии на Волыни, проехал с санитарным поездом «от Смоленска до Радзивиллов», побывал во Львове и на Карпатах. В феврале-марте 1916 года с группой писателей и журналистов Толстой ездил в Англию. Отзываясь на рассказы писателя, публиковавшиеся в «Русских ведомостях», рецензенты отмечали шаблонность в изображении войны. Противоречиво оценивалась военная публицистика Толстого, отмечалось, что «импрессионистская манера письма» лишает военные очерки обобщений или делает их «слишком изысканными».
В 1914 году Толстой вступил в гражданский брак с поэтессой Н. В. Крандиевской (в 1917-м они обвенчаются). Приветствуя падение монархии в феврале 1917 года, Толстой возлагал надежды на Учредительное собрание и даже был назначен комиссаром по регистрации печати, участвовал в организации Клуба московских писателей, в который входили И. Бунин, К. Бальмонт, А. Белый, Б. Зайцев, М. Волошин, В. Ходасевич и другие. Вскоре после февральской революции Толстой обратился к истории России, написав рассказ об эпохе Петра I «Первые террористы».
В июле 1918 году писатель выехал с семьей из Москвы в Харьков, а потом – в Одессу, где под влиянием произведений Михаила Кузмина написал пьесу «Любовь – книга золотая». Весной 1919 он эмигрировал во Францию и поселился в Париже, где работал над одним из своих главных произведений, трилогией «Хождение по мукам», написав ее первую часть «Сестры». В рецензиях на роман отмечалось, что Толстой воссоздает «нашу бывшую жизнь» и напоминает, что прошлое «кончено». «Хождение по мукам» стало первой серьезной попыткой «дать очерк переживаний интеллигенции во время войны и в первую эпоху революции». Другим значительным произведением писателя, начатым во Франции и оконченным позже в Германии, стала «Повесть о многих превосходных вещах» («Детство Никиты»). Весной 1920 года обозначился конфликт Толстого с миром русской эмиграции. Из Парижа он переехал в Берлин и начал сотрудничать с газетой «Накануне». «Порвались все связи с писателями-эмигрантами. Бывшие друзья надели по мне траур», – скажет позже Толстой об этом периоде своей жизни. В «Открытом письме Н. В. Чайковскому» писатель заявил, что «совесть зовет его ехать в Россию». В Советской России начнется и публикация повести «Аэлита», написанной в Берлине.
В мае 1923 как представитель газеты «Накануне» Толстой приехал в Россию, встречался с писателями и театральными коллективами, выступал с лекциями о белой эмиграции, в августе того же года переехал с семьей в Петроград. С 1923-го по 1927-й годы Толстые жили в городе на Неве, затем – в Детском селе. В эти годы писателем были написаны «Гиперболоид инженера Гарина», вторая часть трилогии «Хождение по мукам» – роман «Восемнадцатый год», «Петр I», «Эмигранты», «Похождения Невзорова, или Ибикус», «Гадюка», пьесы «Заговор императрицы», «Азеф», «На дыбе», «Золотой ключик, или Приключения Буратино». После возвращения из эмиграции Толстой активно включился в общественную жизнь СССР, участвовал в поездках на Волховстрой, на Беломоро-Балтийский канал, был членом оргкомитета по проведению Первого съезда Союза советских писателей, депутатом Ленсовета, участником Первого международного конгресса писателей в защиту культуры в Париже, Международного конгресса мира в Брюсселе и других конгрессов, депутатом Верховного Совета СССР, в 1939 году был выбран академиком АН СССР.
В 1935 году, расставшись с Н. В. Крандиевской, Толстой женился на Л. И. Баршевой и в 1938-м переехал в Москву, где жил во флигеле особняка С. П. Рябушинского (в самом особняке продолжали жить близкие Горького). Уже в Москве писатель завершил трилогию «Хождение по мукам», написав третью часть – роман «Хмурое утро».
В годы Великой Отечественной войны писатель жил в Ташкенте, где работал над пьесой «Иван Грозный», статьями, циклом «Рассказы Ивана Сударева», неоднократно бывал на фронте, участвовал в работе Чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников. Скончался 23 февраля 1945 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
До конца своих дней А. Н. Толстой сохранял связи с Самарским краем и городом своей юности – возвращался к родителям и писал им письма, вспоминал и изображал на страницах художественных произведений, заезжал, путешествуя по Волге. В последний раз писатель побывал в Куйбышеве-Самаре в феврале 1942 года как член комиссии по присуждению Сталинских премий.
В 1983 году в Куйбышеве открылся первый в стране Дом-музей А. Н. Толстого, в котором неоднократно бывали потомки писателя – его сыновья Н. А. и Д. А. Толстые, внуки и правнуки. В разное время в университете и в педагогическом институте проходили конференции по творчеству писателя, выпускались посвященные ему книги. В 2024 году возле Музея-усадьбы А. Н. Толстого в Самаре был открыт памятник писателю, расположенный в Литературном сквере (скульптор Д. Стритович, архитектор Д. Храмов).