О Рязанове

Об Эльдаре Рязанове

Эльдар Александрович Рязанов - советский и российский кинорежиссёр, сценарист, поэт, драматург, педагог, профессор. Народный артист СССР (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1977) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979). Родился в Самаре (где жили родители и сёстры матери) в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра Семёновича Рязанова и Софьи Михайловны Рязановой в доме по улице Фрунзе, 120.. Вскоре семья Рязановых переехала в Москву.

Э.А.Рязанов с детства любил литературу, хотел стать писателем, мечтал о путешествиях. После окончания десятилетки он даже отправил письмо-заявление в Одесское мореходное училище. Волею случая стал студентом 1-го курса ВГИКа (мастерская Г.М.Козинцева). В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК, его дипломной работой стала документальная лента «Они учатся в Москве». На протяжении 5 лет Рязанов работал в документальном кино на Центральной студии документальных фильмов. В 1955 году Рязанов стал режиссёром киностудии «Мосфильм» и поставил (с Сергеем Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», а через год руководитель киностудии «Мосфильм» И.А.Пырьев буквально заставил Рязанова взяться за кинокомедию. Фильм «Карнавальная ночь» (1956) имел колоссальный успех.

В последующие несколько лет Рязанов поставил лирическую комедию «Девушка без адреса» (1957), героическую комедию «Гусарская баллада» (1962), бытовую комедию «Дайте жалобную книгу» (1964), эксцентрическую комедию «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973). А в 1961 году сделал две сатирические ленты: «Как создавался Робинзон» (по одноимённому рассказу И.Ильфа и Е.Петрова, новелла в комедийном альманахе Совершенно серьёзно») и «Человек ниоткуда» (1961, в прокате почти не шёл). Одна из лучших картин Рязанова — «Берегись автомобиля» (1966). Несмотря на то, что фильм был основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин, в нём точно прописаны все жизненные коллизии, характеры и диалоги. Самую широкую зрительскую аудиторию привлекали и дальнейшие работы Рязанова: «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973),т «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975, телефильм), «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс» (по мотивам пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»). Определённую черту в творчестве Рязанова подвели фильмы «Гараж» и «О бедном гусаре замолвите слово» (телефильм).

В 1980—1990-е годы Э.Рязанов работал так же интенсивно, как и прежде. Он был соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес, опубликован ряд книг. В 1979—1985 годах Э.Рязанов работал в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама». Кроме того, им создано более 200 авторских телевизионных программ. Наиболее популярными стали телевизионные циклы: «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе», «Поговорим о странностях любви» (цикл передач о выдающихся людях), «Парижские тайны Эльдара Рязанова (ОРТ)».
В 21 веке Э.А.Рязанов снял такие фильмы, как «Старые клячи» и «Тихие омуты» (2000), «Ключ от спальни» (2003), «Андерсен.Жизнь без любви» (2006) и другие.
В 2002 году Э.А.Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».
23 января 2005 года открылся киноклуб Эльдара Рязанова. Киноклуб задуман, по выражению самого Рязанова, как своеобразный центр отечественной комедии. В трёх залах, самый большой из которых рассчитан более чем на пятьсот мест, идут фильмы и спектакли, проходят творческие встречи, концерты. 
Эльдар Рязанов преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров (среди его учеников - режиссёры Ю.Б.Мамин, И.В.Дыховичный).

Эльдар Рязанов скончался в Москве в ночь с 29 на 30 ноября 2015 года, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.